Shin Tzu, Chrysanthemum Do Существовало поверье, что душа монаха, который грешил в своей прошлой жизни, возрождалась в теле маленькой собачки. Эти умные маленькие животные считались священными. Много легенд о них сложили в Тибете, так и в Китае. Согласно одной из них, Будда путешествовал с кой собачкой, которая могла по его желанию превращаться в льва, давая возможность божеству ехать на его спине. Отсюда одно из первоначальных названий этой породы - "львиная собачка". Лев священное животное буддизма, хоть и не обитающее ни в Тибете, ни в Китае. И "ши-тцу" переводится как "лев".
В середине XVIII века далай-лама Тибета подарил несколько "львиных собачек" "особо почетным гостям", которые были русскими, но, к сожалению, их украли прежде, дворца чем наши соотечественники достигли границ России. Тибетцы никогда не продавали своих собак, а дарили их, причем только щенков, в знак глубокого уважения или в качестве подарка за безопасный караванный путь в Китай, который продолжался от 8 до 10 месяцев. Безусловно, собаки, сопровождавшие караван, были крупнее и крепче тех, которых дарили правители Тибета китайским императорам. Отсюда, может быть, и достаточно большая разница в размерах современных ши-тцу. Эти "караванные" собаки очень высоко почитались, но вряд ли были священными. Тем не менее, они тоже внесли свой вклад в развитие породы. С другой стороны, имеются сведения о том, что и китайских собак изредка привозили на Тибет, где их тоже высоко ценили. Во всяком случае, во дворце далай-ламы Тибета была "пара красивых китайских собак", которыми он очень гордился. В 1908 г. далай-лама подарил в качестве символа признательности пару львиных собачек вдовствующей императрице Цыси (Tzu-Hsi). Она высоко ценила этот прекрасный подарок и проявила большой интерес к собакам и их разведению. В ее дворце содержалось около 100 пекинесов, но она очень строго следила за тем, чтобы эти две породы не смешивались, и сама наблюдала за их разведением и благоденствием. Уход за ними был поручен евнухам императорского дворца. Живописные портреты самых выдающихся животных были изображены на шелковых свитках. Цыси предпочитала "золотой" окрас (цвет китайского императорского дома) и разводила главным образом собак этого окраса с симметричными отметинами, уделяя особое внимание белому пятну на голове. Она считала ее отметиной высшего качества, сделанной самим Буддой. Эти львиные собаки были не только широко известны за пределами дворца, но, говорят, любого, незаконно завладевшего хотя бы одной из них, приговаривали к смертной казни. Однако, думается, что щенков, которые не подходили под строгие стандарты императрицы Цыси, евнухи тайно продавали за пределы дворца. После смерти императрицы разведению собак перестали придавать важное значение. Молодой император не интересовался собаками, и разведение продолжалось евнухами уже по воле случая. По всей вероятности годами китайцы изменяли маленького тибетца, приводя его во все большее соответствие со своими представлениями о "львиной собачке": укорачивание носа и конечностей, расширение головы, удлинение шерсти. Возможно, имело место экспериментальное скрещивание с пекинесами, китайскими мопсами, мальтезами и другими маленькими собачками, которые были завезены в Китай из Персии, Турции, России. Правление маньчжурской династии закончилось в 1911 г. Страна была охвачена гражданской войной. В 1924 г. император был вынужден бежать из Пекина. Лишь несколько уцелевших евнухов продолжали заниматься породой. Но в начале 30-х годов в Пекине и Шанхае стали проводиться выставки собак, и "львиная собачка" становится популярной выставочной породой. Она была разделена на два класса: легче и тяжелее 12 фунтов (что составляет 5,4 кг), и каждый класс оценивался отдельно. Но, по свидетельству китайской принцессы Деp-Лин (Der Ling), обучавшейся в Сорбонне, в императорском дворце не было ни одной собаки, весившей больше 5,5 кг. Японское вторжение 1937 г. положило конец выставкам. Последний удар породе был нанесен в 1949 г., когда Коммунистическая партия Китая, придя к власти, приказала уничтожить всех собак вообще. О существовании этой обворожительной маленькой собачки стало известно на Западе лишь в конце 10-х гг., несмотря на то, что отдельные экземпляры подобных собак европейцы привозили с Востока и раньше. Существует много исторических свидетельств о первых попытках европейцев приобрести ши-тцу: о суках, которые оказались почему-то бесплодными, о трагической гибели отличных взрослых собак, о щенках, которых перед продажей кормили порошкообразным стеклом, достигнут своего нового дома на Западе. Первые импорты в Англию были осуществлены генералом сэром Дугласом Браунршгом и его женой Моной. Когда они жили в Пекине, то решили найти и привезти в Англию породу, известную как "тибетская львиная собака", или "мохнатая собака". Первая сука, которую приобрели Браунригги, - маленькая черно-белая собачка. К несчастью, она погибла при щенении, но вскоре они нашли другую черно-белую собаку, родившуюся в 1927 г., тоже небольшую, с белой яблокоподобной отметиной на лбу и черным пятном на корне хвоста и на боку. Ее назвали Шу-са (Shu-Ssa). С большими выразительными глазами и волосами, торчащими вокруг ее физиономии, она, говорят, выглядела, как пушистый взъерошенный совенок или как хризантема. Ее шерсть была густой, а хвост совершенно плотно прилегал к спине. Она была чрезвычайно умной и быстро научилась разным трюкам. Найти для нее подходящего производителя оказалось непростым делом, но Браунриггам повезло. Один врач возвращался к себе во Францию, и во владение супругов Браунригг перешел юный кобелек. Он был тоже черно-белого окраса, с прямой мягкой шерстью, легковато сложенный, но с хорошим поставом хвоста и правильными движениями. Его назвали Хайбу (Hibou). В 1930 г. в Англии родился первый помет Шу-са от Хайбу. В Россию ши-тцу были завезены в послевоенные годы из Монголии, Китая, Индии, Америки. В основном разведение этих собак было сосредоточено в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Разные по качеству, не всегда с родословными, все они тем не менее были среднего размера и проблемы его стабилизации, как это имело место в других странах, у нас не было. Не было и нет проблемы густоты шерсти, однообразия окрасов. Возможно, суровые, северные зимы способствовали сохранению отличной длинной шерсти и густого теплого подшерстка. Природное здоровье, легкость щенения, а также отсутствие наследственных болезней способствовали популярности российских ши-тцу у зарубежных гостей. Сказались и результаты многолетней племенной работы с этой породой. Много щенков ши-тцу было вывезено из России в страны народной демократии, и часть из них сыграла определенную роль в становлении там породы, как это было в бывшей ГДР (Официальный отчет клуба ши-тцу Объединенной Республики Германии 1993 года).